Воскресенье, 19.05.2024, 06:48

Детско-юношеский центр "ТЕМП" г.о.г. Выкса

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта


14:44
Рекомендации для родителей по организации безопасного информационного пространства ребенка

Сейчас, когда информационные технологии общедоступны, со стороны правительства принимаются серьёзные меры по обеспечению безопасности всех граждан, обращающихся к ресурсам всемирной паутины – включая несовершеннолетних. Законодательство в сфере интернет-безопасности в разных странах мира может незначительно отличаться, но проблемы, с которыми оно борется, имеют сходное происхождение. С 2000 года в США действует закон о защите конфиденциальности детей в Интернете (COPPA), призванный защитить лица младше 13 лет от раскрытия личной информации в сети. Закон направлен на регулирование работы вебсайтов – особенно таких социальных сетей, как Facebook и Instagram. Одной из основных причин возникновения такого правового акта стала уязвимость детей дошкольного и младшего школьного возраста в сети интернет – ведь именно дети этих возрастных категорий становятся легкой добычей для интернет-хищников (лиц, которые посредством сети совершают сексуальные домогательства по отношению к несовершеннолетним), а также подвергаются унижению и онлайн-груммингу (процесс общения в сети, во время которого в доверие к ребёнку втирается незнакомый человек для использования его в своих целях).

В России не существует действительного закона, ограничивающего доступ детей к социальным сетям. В 2017 г. на обсуждение была выдвинута инициатива о запрете социальных сетей для детей младше 14 лет, которая в связи с недоработками, была отклонена. Но данный факт не означает, что сфера киберпространства на территории Российской Федерации никак не регулируется. В России действует федеральный закон N 436-ФЗ от 29 декабря 2010 (ред. от 01.05.2019) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому производится разделение информационной продукции на пять категорий и запрещается распространение информации среди детей в зависимости от их возраста.

Смежная специальность современного родителя – это Интернет-Ангел хранитель

Сегодня дети открывают для себя глобальную сеть раньше, чем первую книжку. Именно поэтому очень важно с ранних лет учить ребенка базовым навыкам кибербезопасности. На первых этапах это, прежде всего, ограничение времени, проводимого в интернете, и максимальное вовлечение в офлайн-активности. В этот период главное — сформировать у ребенка ощущение, что реальный мир гораздо интереснее, чем виртуальный.

С учащимися начальных классов уже нужно разговаривать об основах интернет-этики и правилах безопасного поведения в сети. В возрасте 6–10 лет у детей формируются базовые навыки общения, они ищут свое место в социальной иерархии. Поэтому очень важно познакомить ребенка и с цифровым этикетом, и с правильным алгоритмом взаимодействия со старшими, в первую очередь с незнакомыми людьми.

Научите детей вести себя в Интернете – как в реальной жизни. Точно так же, как в жизни, в Сети нужно вести себя вежливо, не делать чего-либо, что может обидеть других людей или противоречит закону. Объясните детям, что в Сети следует вести себя корректно, с уважением относиться к людям и к их авторским правам. Незаконное копирование и распространение материалов, являющихся чьей-либо собственностью, считается кражей.

Средняя школа — время, когда важно сформировать доверительные отношения с ребенком и основные принципы его поведения при киберагрессии.

Кибербуллинг — крайне острая социальная проблема, с которой может столкнуться каждый пользователь. Исследования показали, что с травлей в Сети сталкивается каждый второй ребенок. Эти же исследования дали понять, что 50% пользователей выступает в качестве преследователей. Чтобы защитить ребёнка от кибербуллинга, нужно с ним обсудить, что лучший способ бороться с агрессией в интернете — не реагировать на нее и дистанцироваться. Не кормить троллей, блокировать неприятных пользователей, выходить из чатов. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что родители его поддерживают: даже если сталкивается с агрессией онлайн или офлайн, дома есть пространство, где он почувствует себя в безопасности.

Подробнее про кибербуллинг читайте на страницах Линии помощи "Дети Онлайн»:

Киберагрессия: введение

Киберагрессия: основные отличия киберагрессии от офлайн-агрессии, ее особенности и распространенность в сети интернет

Киберагрессия: причины, формы и территория киберагрессии, ролевая структура

Киберагрессия: мотивы киберагрессора

Киберагрессия: кибербуллинг как один из наиболее опасных видов киберагрессии

Киберагрессия: инструменты агрессора в ситуации кибербуллинга, профиль кибербуллера и возможные для него последствия

Киберагрессия: жертвы кибербуллинга, их личностный профиль, эмоции, возможные последствия и способы защиты. Рекомендации, которые позволят противостоять киберагрессии и кибербуллингу

Линия помощи «Дети онлайн» — служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи.
На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет. Горячая линия: 8 800 25 000 15Звонки по России бесплатные.
На Линию также можно обратиться по почте helpline@detionline.com или написав в онлайн-чат на сайте www.detionline.com

Школьников 9–11-х классов необходимо познакомить с правилами интернет-безопасности — объяснить, как соблюдать информационную гигиену (защитить персональные данные, противодействовать кибермошенникам). Когда дети получают паспорт, они уже могут открыть банковский счет, у большинства подростков есть банковские карты, и они в той или иной мере имеют доступ к родительским деньгам. Иногда злоумышленники через детей пытаются добраться до их родителей — например, узнать, какое у них есть имущество и когда они уезжают из города.

Чтобы гарантировать защиту от мошенников, лучше всего вообще не делиться никакими личными данными в интернете, но это просто невозможно. Поэтому важно осознавать угрозы и очень хорошо понимать, что вы делаете и как: в какое поле вводите логин и пароль, тот ли это сайт (фейковые ресурсы могут полностью повторять дизайн и функционал настоящих, но адрес сайта будет чуть-чуть другим). С детьми нужно обсудить, какими данными о себе можно делиться, а какими — точно нет. Ни в коем случае нельзя раскрывать домашний адрес, номера карт и паспортные данные, не делиться своими обычными маршрутами, следить за тем, какую информацию видят все пользователи, а какую — друзья. Познакомить необходимо и с разными видами интернет-угроз и инструментами противодействия (например, поговорить о деструктивных сообществах в социальных сетях и даркнете).

Взрослые и сами должны разбираться в том, что несёт угрозу ребенку, а что — нет. Необходимо понимать, какие признаки являются тревожными, а какие — просто особенности подростковой субкультуры.

Для обеспечения безопасности детей в интернете существует множество разнообразных инструментов: антивирусное программное обеспечение, VPNs (виртуальные частные сети) и приложения для реализации родительского контроля.

Лучшие приложения для родительского контроля:

  • «Где мои дети»;
  • Norton Family Parental Control;
  • Screen Time;
  • KidControl;
  • mSpy;
  • KidLogger;
  • K9 Web Protection.

С их помощью можно ограничить время нахождения ребёнка в интернете, что увеличит количество времени для общения с друзьями и семьей, прогулок на свежем воздухе и занятий спортом. Кроме того, данные программы предоставляют родителям возможность блокировки определенных веб-сайтов, еще до того, как ребёнок обратится к ним – в том числе сайтов с играми и сайтов, содержащих порнографические материалы.

Важно понимать, что программы родительского контроля не панацея: в конце концов, ребёнку всегда могут что-то показать одноклассники на переменке. Так что помогают лишь доверительные профилактические беседы — нужно честно рассказывать, почему тот или иной контент опасен, объяснять, что не зря некоторые вещи запрещены законодательно.

По внешним признакам редко можно отследить, что ребенок занимается чем-то неподходящим в сети, однако если вы заметили какие-то странности в поведении ребенка — тревожность, скрытность, отстраненность, — стоит вместе это обсудить. Конечно, очень важно, чтобы родители не просто устанавливали интернет-фильтры на смартфоны детей, оберегая их таким образом от сомнительного контента, но и сами принимали участие в выборе полезных и интересных занятий вместе со своими детьми, почаще играли с ними. Такой подход поможет избежать в дальнейшем восприятия сети исключительно как источника развлечений.

Многие родители думают, что ребенок слишком маленький, чтобы сознательно выйти за пределы детского интернета и увидеть что-то неподходящее. Но это не так — всегда есть реклама, какие-нибудь всплывающие баннеры, неожиданные результаты поисковых запросов.

Чтобы сформировать культуру безопасного использования интернета, нужно быть спутником ребенка в его интернет-маршрутах с самого раннего возраста.

До 11–12-летнего возраста ребенка у родителей точно должна быть возможность контролировать, чем ребенок занимается у себя в соцсетях. Следите, с кем переписывается ребенок, и внимательнее приглядывайтесь к незнакомым вам пользователям. Например, недавно за помощью к психологу Московской службы психологической помощи обратилась мама девочки, с которой пытался выйти на контакт взрослый мужчина. Он долго присылал ей в личные сообщения картинки с котятами, а потом предложил видеосвязь — к счастью, девочка рассказала об этом маме, и она вмешалась. Такие случаи могут очень испугать родителей, но важно не поддаваться панике и все же уважать личное пространство ребенка: действовать только в рамках оговоренных правил, не копаться в переписках без веской причины и уж точно не комментировать то, что обсуждается в личных чатах с друзьями.

Если в обычной жизни радости мало, ребенок концентрируется на виртуальном мире, где он может ее получить. Поэтому очень важны совместные поездки, семейные праздники, игры, возможность сходить куда-то с друзьями. Если всё это есть, интернет воспринимается лишь как часть жизни. А родители могут помочь сформировать интересное и полезное инфополе: например, когда вы заводите ребенку аккаунт в соцсетях, сразу подпишите его на интересные группы — про животных, космос, рисование, чтобы у него были проверенные источники информации, соответствующие его интересам.

Даже когда вы ослабили контроль, важно иногда смотреть на страницу ребенка и следить за тем, что он выкладывает. Если появились тревожные звоночки — повторяющиеся посты с изображениями ран и самоповреждений, мрачные картинки с суицидальным контекстом, шуточки про смерть, это может быть признаками уязвимого состояния ребенка или даже депрессии, необходимо обратиться к психологу.

Мы должны понимать, что открытый и доброжелательный диалог с детьми гораздо конструктивнее, чем тайная слежка за ними. Хотя и негласный, но ненавязчивый контроль часто делает свое доброе дело по своевременному обнаружению признаков нарушения безопасности вашего ребенка.

 

Просмотров: 219 | Добавил: Administrator